Ламели шин

Само понятие «ламели» было введено в словарь производителей шин ещё в начале 60-х годов, когда впервые в рисунке протектора стали применяться мелкие разрезы в блоках профиля, которые и получили это название.

 

 

Их применение позволяет значительно улучшить сцепные свойства на мокрой и обледенелой дороге. Эффект проявляется в том, что блоки протектора становятся более податливыми (мягкими) и способны передать большее тяговое усилие при той же площади контактной поверхности. Проще говоря, шина лучше «приспосабливается» к дорожному полотну, «обхватывая» ламелями его неровности и реализуя за счёт этого большую тягу.


При этом в повороте ламели работают в поперечном направлении, позволяя обеспечить хорошее поведение автомобиля за счёт того, что блоки вновь образуют «монолит».


Казалось бы, вот он – рецепт идеальных шин. Надо лишь применять множество блоков с большим количеством ламелей. Но не всё так просто. Первая и главная проблема ламелей – ухудшение устойчивости к аквапланированию. Эта задача требует от рисунка протектора глубоких жёстких канавок с хорошим водоотводом, что трудно обеспечить в случае большой «мягкости» блоков.


Кроме того, при «мягких» блоках страдает управляемость и очень сильно ухудшается звуковой комфорт. Поэтому производители стараются придать ламелям такую форму, которая бы обеспечивала компромисс всех качеств. Варианты следующие: зубчатые ламели, работающие в поперечном направлении подобно замку, гескагональные ламели (шестиугольные), называемые также «пчелиными сотами», короткие ламели, не доходящие до основания профиля и некоторые другие.


В результате современные зимние шины становятся способны обеспечивать стабильность сцепления практически в любых условиях. Понятно, что одними ламелями дело не ограничивается – огромное значение имеют и другие факторы. Тем не менее, именно ламелям мы обязаны появлением современных высокоэффективных зимних шин.

 

Вот некоторые примеры зимних нешипованных шин, высокие показатели которых на зимней дороге получены благодаря оптимизированной структуре ламелей:

 

Continental 4x4 WInterContact Continental WinterContact TS 800
Continental WinterContact TS 790 Dunlop Grandtrek WT M3
GoodYear Ultra Grip 7 Continental VikingContact 3
Dunlop Winter Sport M2 Dunlop Grandtrek SJ5
Michelin Alpin A2 Michelin Latitude Alpin HP
Michelin X-Ice Dunlop Winter Sport 3D

 и многие другие